Законодательство КНР о торговых марках – условие выхода на рынок КНР

Статья: «Законодательство КНР о торговых марках – условие выхода на рынок КНР» // Азия и Африка сегодня. 2018. №3. сс. 41-47.


2018 – 03- cc 41-47

Ключевые слова: право торговых марок, исключительное право на товарный знак, Государственное управление промышленности и коммерции, Секретариат торговых марок, Закон о торговых марках КНР
В статье рассматриваются проблемы модернизации КНР, законодательство, регулирующее вопросы интеллектуальной собственности, этапы становления права торговых марок, базовые действующие документы. Приведены организационная структура государственной охраны права торговых марок и методы её работы. Охарактеризовано взаимовлияние права торговых марок и государственной политики модернизации страны.

Законодательство КНР о торговых марках − условие выхода на рынок КНР

© 2017 Анисимцев Н.В.

За годы успешных социальных и экономических, культурных реформ в КНР, осуществляемых под руководством социалистического государства и Коммунистической партии Китая, значительно вырос уровень доходов и качество жизни граждан КНР, особенно в крупных городах. Происходит буквально революционное изменение ассортимента и качества потребляемых народом товаров. В последние годы широкие массы китайцев познакомились с продовольственными товарами из России, и в Китае образовался быстро растущий спрос на них.

С другой стороны, пионеры российского бизнеса также стремятся выходить на китайский рынок как поставщики российской продукции, и многие из них, преодолевая трудности, добиваются успеха.

Важным условием успеха в продвижении российского бизнеса на китайский рынок является учёт требований закона в сфере интеллектуальной собственности. В первую очередь это касается законодательства о средствах индивидуализации производителей, поставщиков, товаров – законов о торговых марках, брэндах. Защита своей торговой марки – первое, чем должен озаботиться бизнесмен, выходящий на новый рынок, на рынок КНР.

Из истории торговых марок в Китае

Институт торговых марок появляется в Китае ещё в средние века, во времена династии Северная Сун (960 − 1120 гг.). В истории была отмечена некая зародышевая форма будущих торговых марок − в Шаньдуне один магазин, торгующий иглами, с целью убедить покупателей в высоком качестве его товара, украсил свой фасад запоминающимся знаком − изображением белого кролика.

Однако, первая торговая марка (марка спичек «Вейшуй») была официально зарегистрирована в Китае только в 1890 году. В 1902 г. Цинская империя и Британская империя заключили «Обновлённый договор о торговле и навигации» (так наз. «Договор Маккея»), по которому стороны обязались взаимно защищать торговые марки. В китайском законодательстве само понятие торговой марки (шанбяо) появляется чуть позже ─ в 1904 году в «Уставе регистрации торговых марок», составленном для китайского правительства. В конце правления династии Цинь под давлением иностранцев правительство учредило «Экспериментальный институт регистрации торговых марок», служивший для защиты собственности и доходов иностранцев на территории Китая.

После падения Цинской династии (1911 г.) ряд законов о торговых марках был промульгирован Бэйянским правительством − в 1923 году и в 1930 году. Принятие законов стимулировало деловую активность в стране, облегчило защиту прав фирм.

Период 1949 − 1979 гг. не был отмечен прогрессом в истории торговых марок.

Власти победившей народной революции опубликовали в 1950 г. «Временные положения о регистрации торговых марок», вскоре были приняты и «Детальные правила о применении временных положений о регистрации торговых марок». В 1963 г. принят новый документ − «Правила менеджмента торговых марок». Документ ввёл принцип обязательной регистрации торговых марок. В целом, законодательство о торговых марках теперь функционировало не как инструмент охраны исключительных прав, а как инструмент надзора за качеством выпускавшейся продукции. Экономика имела монопольный характер, все марки принадлежали исключительно государству, в стране наблюдался острый товарный дефицит, совершенно отсутствовала возможность выбора товаров.

Однако, в сфере внешней политики руководство КНР проявляло больше прагматизма. Поэтому уже в 1970-х годах оно дальновидно начало ознакомительные контакты и первые пробные шаги к модернизации Китая в данной области. В 1973 г. состоялся первый официальный контакт руководства КНР со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) ─ это был ознакомительный визит в штаб-квартиру организации премьер-министра Чжоу Эньлая. Начались первые осторожные практические шаги. В 1974 г. правительство КНР подписало с правительством Австралии путём обмена нотами договорённость о регистрации торговых марок.

До начала курса «реформ и открытости» (1978 г.) в КНР практически не существовало института интеллектуальной собственности, авторского права и системы его защиты. Они считались пережитком прошлого. Но начало масштабных преобразований всех сторон жизни КНР, начатое по инициативе Дэн Сяопина в 1978 г., потребовало новых подходов к проблемам интеллектуальной собственности. Без решения проблем защиты прав интеллектуальной собственности было бы невозможно наладить международное экономическое и научно-техническое сотрудничество, раскрепостить творческий потенциал китайского народа.

В 1979 г. было подписано соглашение о торговле между КНР и США − так наз. «Соглашение 1979 г.», согласно обязательствам по договору в КНР признаются и защищаются права интеллектуальной собственности.

Подготовительный процесс увенчался вступлением КНР в 1980 г. в ВОИС.

С этого момента дальнейший процесс модернизации политики КНР в сфере охраны права интеллектуальной собственности может быть подразделён на три этапа[[1]].

В начальный период (1980 – 1991 гг.) Китай энергично предпринимает шаги по формированию системы защиты прав интеллектуальной собственности, закладывая основы будущей целостной системы. Формирование системы права идёт одновременно путём присоединения к действующим международным соглашениям и организациям и путём разработки и принятия национального законодательства.

В этот период были приняты закон о копирайтах (1990 г.), закон о патентах (1984 г.), закон о торговых марках (1982 г.). В 1986 г. в КНР принимается для регулирования гражданско-правовой сферы закон общего характера − «Общие положения гражданского права». Раздел V , глава 3 «Интеллектуальная собственность» содержит четыре статьи (94-97), закладывающие базовые принципы авторского права в КНР [[2]].

Начав со вступления в ВОИС в 1980 г., затем 14 мая 1984 г. КНР присоединилась к Парижской конвенции о защите интеллектуальной собственности (полноправное членство – с 19 марта 1985 г.). Китай принял Парижскую конвенцию в редакции 1883 года.

В июне 1989 г. Китай присоединился к Мадридскому соглашении о международной регистрации торговых марок, разработанному ещё в 1891 году. Также, в 1989 г. был принят Протокол к Мадридскому соглашению (вступивший в силу с 1996 г.).

Второй период в формировании системы защиты прав интеллектуальной собственности в КНР распространяется на период 1991 г. ─ начало 2000-х гг. КНР предпринимала новые шаги в развитии и упрочении социалистической рыночной экономики. Эти меры требовали и прогресса в сфере прав интеллектуальной собственности. Был принят пересмотренный закон о копирайтах (2001 г.), ревизован закон о патентах (1992 г., 2000 г.), дважды пересматривается закон о торговых марках (1993 г., 2001 г.).

Третий период в модернизации прав ИС в Китае начинается в 2001 г. после вступления КНР в ВТО.

В «нолевые» годы, особенно после 2007 года, КНР делает ставку на формирование инновационной экономики, развивающейся главным образом за счёт методов интенсификации, качественного повышения технологического уровня производства, перевода его на новую ступень научных знаний и технологий.

В этот период идёт рост финансирования фондов для развития научных исследований и экспериментов. Рост фондов в юанях: 2002 г. − 128.76 млрд. юаней, или 0,90% ВВП; 2013 г. − 1184.66 млрд. юаней, или 2.10% ВВП. Значителен рост количества патентных заявок физических и юридических лиц в стране и за рубежом (КНР): 2002 г. − 252,631 заявок; 2013 г. − 2,337,061 заявка[[3]]. Китай ныне занимает первое место в мире по количеству регистрируемых торговых марок.

Хотя в КНР продолжает свирепствовать практика нарушения прав интеллектуальной собственности, с другой стороны, судебная система КНР всё решительнее и активнее выступает в защиту правовладельцев. Быстро растёт по годам количество гражданско-правовых дел в связи с нарушением и защитой прав интеллектуальной собственности , рассматриваемых в судах первой инстанции: в 2002 г. − 2.991 дело; в 2013 году − 88.583 дела[[4]].

В настоящее время (2016 г.) готовится новая ревизия закона о копирайтах (об авторском праве). В 2008 г. был принят новый закон о патентах. В 2013 г. принят новый ревизованный закон о торговых марках (2013 г.).

Действующее законодательство КНР о торговых марках

Действующее законодательство КНР, регулирующее защиту средств индивидуализации (право торговых марок), довольно обширно. Но в нём есть опорные нормативные акты, определяющие основное содержание данной области правового регулирования.

Прежде всего, это «Закон о торговых марках», принятый в последней редакции 30 августа 2013 г. на 4-й сессии Постоянного комитета ВСНП 12-го созыва [[5]]. «Закон о торговых марках» содержит 73 статьи, сгруппированные в 8 глав.

Положения Закона детализируются «Правилами применения Закона о торговых марках» [[6]], документ был опубликован Государственным Советом КНР 3 августа 2002 г. , последняя редакция вышла 1-го мая 2014 г. Правила насчитывают 8 глав, 59 статей.

Также, «Правила признания и охраны общеизвестных торговых марок. Ревизия 2014, авг., 03» [[7]]. Введены приказом № 66 Государственного управления промышленности и торговли.

Необходимо учитывать и «Комментарии Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся применения Закона в гражданско-правовых спорах о торговых марках» [[8]]. В Комментариях 24 статьи.

Система защиты прав на торговые марки в КНР

На сегодня в КНР широким фронтом ведётся борьба против нарушений прав интеллектуальной собственности. Власти КНР целенаправленно формируют правовую среду, соответствующую требованиям TRIPS, внедряют в жизнь правовую грамотность среди населения. Основными направлениями в практической работе являются формирование и совершенствование административного аппарата, специально отвечающего за административную работу в сфере охраны ИС. Предусмотрены и механизмы защиты прав через гражданско-правовые тяжбы. В ряде случаев могут применяться уголовно-судебные меры и наказания. Наконец, важным участком работы стала таможенная охрана исключительных прав.

Основная нагрузка в охране исключительных прав обладания торговыми марками ложится на административные органы власти. Среди них центральную роль играет Государственное управление промышленности и торговли (State Administration for Industry and Commerce, SAIC) . В него входит Секретариат торговых марок (The Trademarks Office). Государственное управление промышленности и торговли обладает своей развитой сетью низовых органов ─ это управления, подразделения, рабочие станции и мобильные рабочие станции. Его деятельность поддерживается и на уровне местных правительств.

В КНР предусмотрены и возможности защиты прав интеллектуальной собственности посредством гражданско-правовых тяжб. Для разбирательства дел о нарушениях прав интеллектуальной собственности на уровне некоторых городов и провинций созданы специальные суды по проблемам интеллектуальной собственности. Однако гражданско-правовые тяжбы, возбуждаемые по заявлению истца, пока не являются эффективным инструментом борьбы с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Часть работы по защите торговых марок, доменных имён находится под управлением Интернет корпорации для назначенных имён и чисел (The Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN). Под эгидой ИКАНН функционирует Арбитражный суд при Китайской палате международной торговли. В 2013 г. он был уполномочен для этой работы ИКАНН. ИКАНН является некоммерческой международной организацией, ответственной за политику интернет протокола и доменных адресов. Он занимается регистрацией доменных имён в Интернете. И разрешает споры по поводу доменных имён.

Когда имеет место подделка или незаконное использование патента, систематические нарушения, рецидивы, к нарушителям могут применяться уголовные санкции. В частности пострадавший правообладатель может сделать соответствующее заявление в Бюро общественной безопасности (Public Security Bureau).

Одним из способов охраны ИС является и таможенная охрана. Эта работа находится под управлением Общей администрации таможен (General Administration of Customs).

Немаловажным аспектом защиты интеллектуальной собственности является и борьба со злоупотреблениями, направленными на ограничение конкуренции в данной сфере. Правовой основой данной работы является «Закон против нечестной конкуренции». За его проведение в жизнь также несёт ответственность выше упоминавшееся Государственное управление промышленности и торговли.

Усилия руководства КНР увенчались значительными достижениями. Суммарным свидетельством эффективности и результативности данной работы стали достижения КНР в привлечении в страну иностранного капитала и предпринимательства, технологий.

Так, по данным Белой книги «Социалистическая система права с китайскими характеристиками», опубликованной Госсоветом, офисом информации 27 октября 2011 года, на конец 2010 года КНР одобрила 3890 тысяч патентов различных видов, зарегистрировала 4600 тысяч торговых марок из 177 стран [[9]].

 

Своеобразной оценкой и признанием достижений КНР стало учреждение на конец 2010 года 710747 предприятий, основанных иностранцами, с общим объёмом инвестиций 1,1 триллиона долларов США [[10]].

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), в 2014 году в КНР зарегистрировано [[11]] заявок патентов ─ 837. 897, промышленных образцов – 574.414, торговых марок – 2.137.369.

В июле 2014 года Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри посетил Пекин, и в знак признания достижений КНР и для совершенствования механизмов сотрудничества открыл Пекинский офис ВОИС (один из четырёх в мире).

Последние годы отмечены растущим интересом как российских предпринимателей к возможностям выхода на китайский рынок, так и интересом китайских потребителей и предпринимателей к российской продукции и российским маркам.

Как регистрируются торговые марки в КНР

В рамках статьи сложно анализировать всё китайское законодательство о торговых марках. Однако, некоторые элементарные рекомендации, учитывающие и практический опыт российских пионеров освоения китайского рынка, могут быть полезны для российских деловых людей.

Суммируя опыт регистрации торговой марки в КНР, следует обратить внимание на такие практические моменты.

В КНР право зарегистрировать торговую марку в отношении товаров, которые они самостоятельно производят, изготавливают, перерабатывают, или предоставляемых ими услуг имеют и юридические, и физические лица. В КНР «любой крестьянин» может зарегистрировать собственную торговую марку.

Некоторые российские предприниматели считают, что более удобно в условиях КНР регистрировать марку на физическое лицо, а не на юридическое. Российское законодательство отдаёт заметное предпочтение юридическим лицам. В Китае, если оформляются документы на компанию, то она должна быть зарегистрированной в КНР, действующей, иметь постоянный юридический адрес. В случае смены профиля деятельности фирмы торговая марка останется на прежнем юридическом лице. При оформлении знака на физическое лицо этих проблем удаётся избежать.

Существует два основных пути регистрации товарного знака ─ напрямую через местное патентное ведомство в КНР, или, действуя согласно Мадридскому протоколу.

При регистрации торговой марки непосредственно в КНР необходимо воспользоваться услугами китайских фирм – патентных поверенных, это обязательное требование закона. Между прочим, существуют китайские регистрационные агентства, которые занимаются одновременно регистрацией фирм, открытием банковских счетов, а также помогают в регистрации торговой марки. Они могут облегчить весь процесс официального вхождения в китайский рынок.

Во-первых, необходимо определиться с видом товарного знака, который предприниматель намерен зарегистрировать. Если существует высокая вероятность подделки товара и марки на китайском рынке, то следует заблаговременно озаботиться технической защитой от подделок ─ специальными голограммами, лазерными нанесениями обозначений на марку и т.д.

Во-вторых, необходимо определиться с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), в отношении которых необходима регистрация данного знака. Пошлина за регистрацию каждого класса МКТУ в КНР составляет примерно 100 долл. США. Без регистрации марки с привязкой к товарному классу не возможно фактически осуществлять свою деятельность: если кто-то зарегистрирует вашу марку в этом же классе, то именно он будет иметь право использовать вашу марку на рынке. Кроме того, когда вы в России регистрируете класс, то автоматически в него входят все подклассы. В КНР – иначе, нужно регистрировать родовой класс, и отдельно за плату все нужные вам подклассы.

В-третьих, должно быть предварительно проведено исследование предлагаемого к регистрации знака на тождество или сходство с ранее зарегистрированными и числящимися в реестре торговых марок КНР ─ Секретариата торговых марок. Проверка считается добровольным действом, хотя и настоятельно рекомендуется. Информация имеет ознакомительный характер, но не создаёт непосредственно правовых последствий. Только после подтверждения, что предлагаемая товарная марка не является совпадающей с другими марками, следует подавать на регистрацию.

Заявка должна быть оформлена в печатном виде.

Далее, в вышеупомянутый Секретариат торговых марок представляется пакет документов:

Заявление. В заявлении должно указать классы и конкретные товарные группы (из МКТУ), на которые будет распространяться защита торговой марки.

Графическое изображение торговой марки в шести экземплярах. Изображения должны быть ясными, их размер ─ не менее 5 см, но и не более 10 см. Для цветных торговых марок представляется цветное изображение в шести экземплярах, а также один экземпляр чёрно-белого изображения. Весьма разумная практика ─ включать в изображение торговой марки имя предпринимателя и логотип. Поскольку марка будет использоваться в Китае, а многие китайцы трудно воспринимают иностранные шрифты, и даже не всегда способны прочитать латиницу, следует обязательно перевести наименование марки на китайский язык. К примеру, McDonalds в Китае называется на китайский манер ─ «Майданлао», и пишется иероглифами. Кириллица для китайцев столь же трудно понимаема, как иероглифы для россиян. Перевод названия вашей марки на китайский язык ─ исключительно важное, обязательное условие для успеха марки.

Копия свидетельства о регистрации компании и устава.

Перевод на китайский язык наименования заявителя.

Доверенность заявителя, выданная агенту регистрации.

После подачи надлежащим образом оформленной заявки ей присваивается индивидуальный номер, и заявка попадает в руки экспертов. Эксперты проверяют марку на соответствие всем прочим требованиям законодательства КНР. В течение 15 дней со дня подачи заявления и всех полагающихся документов Секретариат торговых марок обязан либо дать мотивированный отказ в регистрации, либо уведомление о приёме заявления к рассмотрению, и дать объявление ─ данные о заявке появляются на сайте Секретариата торговых марок и публикуются в официальном вестнике.

Любое лицо вправе привести свои аргументы против регистрации торговой марки, опубликованной Секретариатом.

Секретариат иногда может принять решение о регистрации торговой марки только в отношении части заявленных товаров и услуг, в этом случае Секретариат должен письменно проинформировать регистранта об отказе в регистрации марки для некоторого перечня товаров.

При частичном или полном отказе регистрант вправе апеллировать в Экспертную комиссию. Он должен подать апелляцию в течение 15 дней со дня получения уведомления, иначе считается, что заявитель отказался от своих прав.

Если же возражений не последовало, или они были отклонены Секретариатом, регистранту выдаётся свидетельство о регистрации торговой марки.

Весь процесс регистрации, по опыту, занимает в норме 18 – 24 месяца.

Стоимость регистрации через местное патентное агентство составляет около 35,5 тысяч руб., плюс 15 тысяч руб. за каждый дополнительный класс МКТУ, указанный в заявке.

КНР является страной-участницей Мадридского протокола (не путать с Мадридским соглашением!). Если в странах-участницах Мадридского соглашения заявку на регистрацию можно подать только на основании ранее уже зарегистрированной в своей стране торговой марки, то в странах-участницах Мадридского протокола заявку на регистрацию своей торговой марки в КНР можно подавать заблаговременно, всего лишь на основании ещё только поданной на регистрацию в своей стране заявки. Это ускоряет регистрацию (18 месяцев), позволяет одновременно регистрировать марку в нескольких странах сразу, и удешевляет регистрацию (ибо пошлина уплачивается лишь один раз).

Заявка на международную регистрацию по системе Мадридского соглашения и Мадридского протокола подаётся во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Срок международной регистрации составляет 18 месяцев. Юридические фирмы, оказывающие регистрационные услуги «под ключ» обычно берут за свои услуги примерно одну-две тысячи долларов США.

Пошлина за регистрацию заявки и её отправки в бюро ВОИС – примерно 100 -150 долл. США.

Пошлина за регистрацию торговой марки в одной стране – 654 швейцарских франка (чёрно-белое исполнение знака), или 903 франка (цветное исполнение знака).

Индивидуальная пошлина в КНР за регистрацию одного класса МКТУ – 310 швейцарских франков, плюс 155 франков за каждый дополнительный класс.

Практический опыт российского бизнеса в КНР свидетельствует, что откладывать регистрацию своей торговой марки в КНР ни в коем случае не следует, регистрация должна предшествовать началу больших деловых оборотов в стране. Дело в том, что регистрация иностранного предпринимателя, фирмы или физического лица, ещё не является в КНР достаточным основанием для защиты принадлежащей им одноимённой торговой марки. Также не является достаточным основанием и наличие регистрации торговой марки в другой стране, её широкая известность за рубежом. Марка должна пройти регистрацию в КНР.

В КНР незаконное использование чужих марок является сравнительно распространённой практикой. Много сигналов, что китайские фирмы, начиная переговоры о сотрудничестве и импорте вашей продукции в Китай, могут тут же, не ставя вас в известность, попытаться у себя в стране зарегистрировать вашу марку на себя. Если им это удастся, то оспорить их права будет трудно, и они смогут контролировать ваш выход и присутствие на китайском рынке.

К примеру, с большими трудностями столкнулся американский бизнесмен и ныне президент Дональд Трамп, когда с 2006 года попытался выйти на китайский рынок и зарегистрировать свою марку «Трамп». Ему было отказано, так как его опередила с заявкой китайская компания «Ляонин». Д.Трамп пытался обойти проблему, предлагая свои иные варианты торговой марки: для гостиниц и предприятий общепита ─ Trump Tower, для управления недвижимостью ─ Trump Estates, для мебели ─ Trump Home. А в Шеньчжене корпорация Shenzhen Trump Industrial, зарегистрировавшаяся ещё в 2002 году, наладила выпуск унитазов под маркой Trump. Д.Трамп проиграл все попытки через суд добиться регистрации его марок в КНР. Его заявки, вновь поданные в 2014 году, начали рассматриваться в КНР в позитивном ключе только после его победы на выборах президента США (Ныне они зарегистрированы).

Есть и случаи, когда китайский контрагент или партнёр по совместному предприятию регистрирует на себя чужую торговую марку, на том основании, что закон отдаёт приоритет лицу, первому подавшему заявку в Секретариат торговых марок. Он получает право арестовать товар иностранного партнёра, его банковские счета в КНР, саботировать его производственную деятельность в КНР. А судебная тяжба по восстановлению законных прав иностранного производителя потребует много времени и средств, что съест большую часть полученной прибыли. Бывают прецеденты, когда иностранный предприниматель оказывается просто выброшен с китайского рынка недобросовестным китайским партнёром, который успел освоить технологию, наладить своё производство и зарегистрировать на себя популярную зарубежную марку. О подобных прецедентах рассказал, в частности, П.В.Трощинский [[12]].

Распространён в КНР и кибер-сквоттинг, т.е. опережающая регистрация на себя доменных имён популярных фирм и предприятий (особо, иностранных) с целью в будущем получить значительные деньги за возвращение прав использования доменного имени подлинному хозяину бизнеса.

Поэтому, выход на китайский рынок следует предварять заблаговременной регистрацией своей торговой марки. К тому же, это стоит сравнительно не дорого. И может значительно укрепить позиции российского предпринимателя на переговорах с потенциальными китайскими партнёрами. Ну и, конечно, имеет смысл серьёзно ознакомиться с действующим законодательством КНР в данной области.

Состояние и организация защиты интеллектуальной собственности, права торговых марок

Несмотря на очевидные достижения КНР в гражданско-правовом строительстве в сегменте правового регулирования торговых марок, проблемы в деле охраны исключительных прав интеллектуальной собственности сохраняются, и даже отчасти множатся. Так, в 2010 г. Торговая палата Евросоюза провела опрос иностранных предпринимателей, ведущих бизнес в КНР о реальном положении дел в сфере защиты прав интеллектуальной собственности в этой стране. Было опрошено 5114 предприятий, среди них 39% выразили неудовлетворённость общим состоянием соблюдения законности, 29% опрошенных были недовольны защитой прав интеллектуальной собственности, 26% считают, что местные власти подыгрывают местным предпринимателям.

В деле обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности  в стране наблюдаются трудности, проблемы, которые могут быть классифицированы как имеющие субъективный, так и объективный характер.

Система административных органов громоздка и не всегда эффективна: в работу вовлечено более десяти правительственных агентств, но координация между ними не достаточна. Деятельность нарушителей законодательства отличается тем, что они рассредоточивают свои объекты по всей территории страны и мобильно меняют дислокацию при необходимости, а административным органам такой централизации, координации, мобильности не хватает.

Препятствием являются и трудности взаимодействия центра и регионов, местничество. Региональные чиновники могут игнорировать политику центра, злоупотреблять своими полномочиями.

Недостаточно независимости у судебной власти страны. Поскольку положения законодательства не всегда ясны и однозначны, создаются предпосылки для вмешательства чиновников в работу судов. Назначение и выдвижение судей также зависит от местных властей. Местные власти управляют и финансовыми аспектами деятельности судов. Неизбежно происходит трансформация судов из независимой ветви власти в агентов администрации.

Среди судейского корпуса и работников судов наблюдается и даже растёт коррупция. В 2008 г. было выявлено 712 работников, вовлечённых в коррупционные дела, а в 2012 г. – 1548 лиц.

Судьи и судебный персонал не всегда достаточно компетентны. В 2008 г. в КНР работало 196 тысяч судей (это 56% всего судебного персонала). Но среди них только 10 тысяч имело степень магистра или доктора. Качество подготовки юристов в многочисленных учебных заведениях низкое. Связь юридического образования с академической наукой слабая. В Китае бывает, что на пост судьи назначают людей вообще без высшего юридического образования (по протекции местных и партийных властей).

В КНР в настоящее время осуществляются реформы судебной власти. Предполагается, что к 2018 г. перечисленные проблемы будут решены.

Перечисленные проблемы − несовершенство административного аппарата и законодательства, местничество и коррупция, слабость и зависимость судейского корпуса − могут характеризоваться как имеющие субъективную природу, поскольку решение и преодоление этих проблем находится в сфере возможностей руководства КНР. И, надо думать, власти КНР способны со временем успешно решить эти проблемы.

Объективные препятствия в деле защиты прав интеллектуальной собственности

Но есть и ряд проблем, имеющих объективную природу, возникающих независимо от людской воли, и решение их представляет собой крайне сложную задачу, если вообще такое решение может быть найдено в близком будущем.

Знание, результаты духовного творчества, информация разных видов становятся всё более объёмной и растущей частью современной культуры, богатства общества. Благодаря развитию информационных технологий человечество получает всё более широкий и удобный доступ к этим информационным благам, нематериальным ценностям. Книги, музыка, фотоизображения и фильмы, компьютерные программы, новые образцы продукции техники, биотехнологий, растений, химии меняют жизнь людей. Но этот прогресс двойственен: с одной стороны, он формирует растущий спрос и предложение информационных богатств, а, с другой стороны, создаёт условия для их незаконного получения, нарушения прав интеллектуальной собственности.

И в рамках традиционного права для защиты интеллектуальной собственности существовали трудноразрешимые проблемы. Например, авторское право защищает лишь конкретную форму произведения, но не способно охранять общие идеи, изложенные в произведении. По сути, самая весомая часть духовных открытий и свершений оставалась и остаётся вне правовой защиты.

Современный стремительный прогресс копировальной и множительной техники сделал любые произведения легкодоступными для всех, легко копируемыми. Книги, фотоизображения, аудио и видеозаписи, программы − всё легко копируется, сохраняется, мгновенно транспортируется на любые расстояния, воспроизводится. При этом массово нарушаются авторские права. Сам научно-технический прогресс одновременно и создаёт духовные ценности, и подрывает институт интеллектуальной собственности.

Институт интеллектуальной собственности разрушается и функционированием его в среде рыночной экономики. Защита авторского права, с одной стороны, стимулирует исследователей, конструкторов, изобретателей, всех первооткрывателей к духовному творчеству, но с другой стороны, оплата их труда неизбежно приводит к удорожанию товаров, при этом в то же время современные технологии облегчают подделку товаров. В итоге, законно произведенный товар проигрывает на рынке в ценовой конкуренции контрафактному товару. Поскольку контрафактный товар не включает в себя стоимость разработки товара, он оказывается более дешёвым, и потому побеждает на свободном рынке законопослушного производителя и его товар. Как и учили когда-то большевики, рынок сам разрушает частную собственность на информацию. Возникает конфликт интересов творцов и общества.

Да и государственная власть часто встаёт на сторону публичного интереса: государство ограничивает сферу защиты авторских прав, оно ограничивает перечень защищаемых интеллектуальных объектов, сроки защиты, может создавать различные исключения и изъятия в защите авторских прав, прав интеллектуальной собственности в целом.

Масштаб и сложность объективных трудностей в деле защиты прав интеллектуальной собственности таковы, что проблема перерастает национально-государственные рамки, рамки узкой экономической или гражданско-правовой сферы, и становится сложнейшей проблемой современного общественного развития в целом.

Поэтому реальное положение с защитой прав интеллектуальной собственности в КНР весьма сложно и противоречиво: проблема диалектична, более глубока и сложна, нежели узко понимаемые правоохранительные и полицейские задачи. Прогресс идёт параллельно с ростом новых трудностей. И китайскому руководству неизбежно придётся решать весьма многообразные, сложные и новаторские проблемы в деле обеспечения и защиты исключительных прав на интеллектуальные произведения, средства индивидуализации товаров и услуг.

Наблюдаемый в КНР прогресс в деле обеспечения и укрепления права торговых марок, как и исключительных прав интеллектуальной собственности в целом, испытывает сложное и неоднозначное воздействие со стороны общества в целом.

Право собственности на торговые марки очевидно способствует прогрессу права собственности, развитию института предпринимательства в обществе, утверждению норм рыночной экономики в целом.

Но, с другой стороны, право частной собственности, об этом говорит всемирная история, возникало и утверждалось на базе и в контексте вещного права, т.е. прав на вещи, на материальное имущество. Однако, интеллектуальная собственность имеет существенно иной характер, по этой причине специалисты, чаще, применительно к правам на интеллектуальные, виртуальные объекты, употребляют не термин «собственность», а термин «исключительные права» [[13]]. Термин «исключительные права» подразумевает, что субъект не владеет интеллектуальным объектом непосредственно как вещью, он может владеть им только в системе общественных отношений, т.е. опосредованно через общественную организацию, путём исключения для других лиц прав использования данного интеллектуального объекта. Исключительные права на интеллектуальную собственность могут быть реализованы в полной мере лишь при посредстве значительной регулирующей роли публичной власти, государства. Государство и охраняет исключительные права правообладателя, и осуществляет регулирование их (практически чаще всего в пользу общества), и создаёт для данной работы мощную организацию, которая оперирует и на национально-государственном уровне, и на глобальной арене.

Очевидно, что интеллектуальная собственность выступает как социально-экономический фундамент, требующий возрастающего государственного регулирования. Тем самым процессы, протекающие в сфере интеллектуальной собственности, одновременно фактически ограничивают, подрывают институт частной собственности (в сфере информации) и вызывают к жизни масштабное государственное вмешательство в соответствующие сферы жизни общества.

Напрашивается вывод, что расхожее представление об антагонистичности частной собственности и публичной власти, свободы предпринимательства и государственного протекционизма ─ не более чем предрассудок. На деле, исключительные права в сфере интеллектуальной собственности не могут успешно функционировать вне функции «исключения» недобросовестных конкурентов, а эта миссия по плечу лишь государству.

На этом основании можно предположить, что укрепление прав интеллектуальной собственности, и в частности, права торговых марок, зависит как от прогресса рыночных отношений в экономике КНР, так и от активной роли социалистического государства в деле обеспечения исключительных прав интеллектуальной собственности, регулирования социально-экономического развития на благо прогресса и общества.

Использованные документы и литература

Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве // Журнал российского права, 2007, №6 – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-isklyuchitelnych-prav-i-ponyatie-intellektualnoy-sobstvennosti-v-grazhdanskom-prave.

Общие положения гражданского права КНР (Приняты в 1986 г.) // Гражданское законодательство КНР: Пер. с кит. − М.: 1997. – сс. 19-44.

Трощинский П.В. Правовая система Китая: монография / П.В.Трощинский ─ М.: ИДВ РАН, 2016. с.249.

Гуанъюй сюгай «чжунхуа женмин гунхэго шанбяо фа» дэ цзюэдин (Решение о Законе КНР о торговых марках) ─ http://sbj.saic.gov.cn/flfg1/flfg/201309/ t20130903_137807.html

Цзуйгао женминфаюань гуанъюй шенли шанбяо минши цзюфен анцзянь шиюн фалюй жуогань веньти дэ цзеши (Комментарии Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся применения Закона в гражданско-правовых спорах о торговых марках). 12 окт. 2002 г. ─ http://sbj.saic.gov.cn/flfg1/sfjs/200210/t20021012_60302.html

Чжунхуа женмин гунхэго шанбяо фа шиши тяоли (2014 сюдин). (Правила применения Закона о торговых марках) ─ www.ipkey.org/en/resources/china-ip-law/25-tradmarks/3149-regulation-on-the-iplementation-of-the-trademark-law-of the-people-s-republic-of-china-2014-revision

Чимин шанбяо женьдин хэбаоху гуйдин (Правила признания и охраны общеизвестных торговых марок Ревизия 2014. авг. 03). ─ Http://www.ipkey.org/zh/resources/china-ip-law/25-trademarks/3259-provisions-on-the-determination-and-protection-of-well-known-trademarks-2014-revision-cn

Chen Lu. The Evolution of Intellectual Property Protection in China. 2015, 7. ─ www.scirp.org/journal/ib

Qin Yugong. Contributions of the Development of China`s Intellectual Property Legal System to its Economic Development. 2014 ─ http://www.jpo.go.jp/ torikumi_e/ ibento_e/program/IMG/ PPT%20for%20IP%20Statistics%20 (Qin%20Yugong).pdf

The Socialist System of Laws with Chinese Characteristics. ─ http://english.cntv.cn/20111027/ 112783_2.shtml

World Intellectual Property Organization. Statistical Country Profiles. China // http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=CN

[1] Исследователь Чень Лу выделяет 4 этапа. Chen Lu. The Evolution of Intellectual Property Protection in China. 2015, 7. www.scirp.org/journal/ib Его периодизация отличается значительной детальностью.

[2] Общие положения гражданского права КНР (Приняты в 1986 г.) //Гражданское законодательство КНР: Пер. с кит. − М.: 1997. – сс. 19-44.

[3] Qin Yugong. Contributions of the Development of China`s Intellectual Property Legal System to its Economic Development. 2014 — http://www.jpo.go.jp/torikumi_e/ibento_e/program/IMG/ PPT%20for%20IP%20Statistics%20 (Qin%20Yugong).pdf

[4] Qin Yugong. Там же.

[5] Решение о Законе КНР о торговых марках (Гуанъюй сюгай «чжунхуа женмин гунхэго шанбяо фа» дэ цзюэдин). / http://sbj.saic.gov.cn/flfg1/flfg/201309/t20130903_137807.html

[6] Правила применения Закона о торговых марках (Чжунхуа женмин гунхэго шанбяо фа шиши тяоли (2014 сюдин). / www.ipkey.org/en/resources/china-ip-law/25-tradmarks/3149-regulation-on-the-iplementation-of-the-trademark-law-of the-people-s-republic-of-china-2014-revision

[7] Правила признания и охраны общеизвестных торговых марок (Чимин шанбяо женьдин хэбаоху гуйдин). Ревизия 2014. авг. 03. Http://www.ipkey.org/zh/resources/china-ip-law/25-trademarks/3259-provisions-on-the-determination-and-protection-of-well-known-trademarks-2014-revision-cn

[8] Комментарии Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся применения Закона в гражданско-правовых спорах о торговых марках (Цзуйгао женминафаюань гуанъюй шенли шанбяо минши цзюфен анцзянь шиюн фалюй жуогань веньти дэ цзеши). 12 окт. 2002 г./ http://sbj.saic.gov.cn/flfg1/sfjs/200210/t20021012_60302.html

[9] http://english.cntv.cn/2011102783_2.shtml

[10] Социалистическая система права с китайскими характеристиками. http://english.cntv.cn/20111027/ 112783_2.shtml

[11] http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/country_profile/profile.jsp?code=CN

[12] Трощинский П.В. Правовая система Китая: монография / П.В.Трощинский ─ М.: ИДВ РАН, 2016. с.249.

[13] Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной собственности» в гражданском праве. //Журнал российского права, 2007, №6 – http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-isklyuchitelnych-prav-i-ponyatie-intellektualnoy-sobstvennosti-v-grazhdanskom-prave