Н.В.Анисимцев ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КНР

1
Н.В.Анисимцев
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ
АВТОРСКОГО ПРАВА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ В КНР
© Анисимцев Н.В., 2022
Аннотация: Последние сорок лет в КНР под руководством Компартии
Китая успешно развивается институт интеллектуальной собственности и , в
частности, авторское право. Процесс формирования современной системы
прав интеллектуальной собственности и авторского права прошел три
основных периода: начальный период (1980 – 1991 гг.); второй период (1991
– 2001 гг.); и третий период (с 2001 г. -) – время, когда КНР вступила в ВТО
и приступила к строительству современной инновационной экономики.
В эти годы была сформирована развитая система административного
управления всеми вопросами, связанными с регистрацией, использованием,
охраной авторских прав, международного сотрудничества в данной сфере.
Важнейшее значение имело учреждение Национальной администрации
копирайтов Китая (National Copyright Administration of China, NCAC).
Была сформирована нормативно-правовая система авторского права.
Основополагающее значение имел принятый в 1990 г. Закон об авторских
правах. Он претерпел изменения 27-го октября 2001 г., когда была принята
новая редакция закона, промежуточная редакция Закона имела место в
феврале 2010 г. И последняя, третья, редакция состоялась в ноябре 2020 года,
действует с июня 2021 г.
Развитие авторского права в КНР суммарно демонстрирует две
основных тенденции. Во-первых, происходит углубление и детализация
правового регулирования в данной области, приближение норм к реальной
жизни. Во-вторых, развитие авторского права в КНР осуществляется в
значительной степени на рельсах социалистической политики и идеологии,
права авторов часто ограничиваются в пользу интересов государства и
общества.
В целом, законодательство по авторскому праву в КНР прошло под
руководством КПК длинный путь успешного развития, создана правовая
система с китайскими характеристиками для защиты авторских копирайтов,
она эффективно внедряется в жизнь.
Ключевые слова: КНР, КПК, ВОИС, право интеллектуальной
собственности, авторское право, смежные права, нарушение прав,
2
гражданско-правовая ответственность, административная ответственность,
уголовная ответственность.
Автор: Анисимцев Николай Владимирович, кандидат исторических
наук, старший научный сотрудник ИДВ РАН. E-mail: nickans1@mail.ru.;
Web-site: anisimnik.ru
N.V.Anisimtsev
THE HISTORY AND PRESENT STATE OF THE
FORMATION OF COPYRIGHT`S AND INTELLECTUAL
PROPERTY OWNERSHIP IN CHINA
Abstract: Over the past forty years, the institution of intellectual property
and, in particular, copyright has been successfully developing in China under the
leadership of the Communist Party of China. The process of formation of the
modern system of intellectual property rights, especially copyright, went through
three main periods: the initial period (1980 – 1991); the second period (1991 –
2001); and the third period (since 2001 -) — the time when the PRC joined the WTO
and began building a modern innovative economy.
During those years, a developed system of administrative management of all
issues related to registration, use, copyright protection, and international
cooperation in this field was formed. The establishment of the National Copyright
Administration of China (NCAC) was of crucial importance.
A regulatory legal system of copyright was formed. The Copyright Law
adopted in 1990 was of fundamental importance. It underwent changes on October
27, 2001, when a new version of the Law was adopted, an interim version of the
Law took place in February 2010. And the last third edition was held in November
2020, valid from June 2021.
The development of copyright in the People’s Republic of China shows two
main trends in general. Firstly, there is a deepening and detailing of legal
regulation in this area. Secondly, the development of copyright in the PRC is
carried out largely on the rails of socialist politics and ideology, the rights of
authors are often limited in favor of the rights of the State and society.
In general, copyright legislation in the People’s Republic of China has
passed a long way of successful development under the leadership of the CPC, a
legal system with Chinese characteristics has been created to protect copyrights, it
is being effectively implemented.
Keywords: PRC, CPC, WIPO, intellectual property law, copyright, related
rights, infringement of rights, civil liability, administrative liability, criminal
liability.
Author: Nikolay V. ANISIMTSEV, PhD. (of History), Senior Research
Fellow at Institute of Far Eastern Studies (IFES RAS). E-mail: nickans1@mail.ru.;
Website: anisimnik.ru
3
Современное мировое развитие во все большей степени определяется
прогрессом в сфере науки, техники и технологий. Их прогресс пронизывает
все сферы жизнедеятельности человечества – экономику и общественную
жизнь, культуру, международные отношения, и т.д. Прогресс вызывает к
жизни и направляет становление институтов регистрации, использования,
охраны прав «интеллектуальной собственности» , в частности, по
выражению В.А.Дозорцева, «исключительных интеллектуальных прав», в
том числе, авторских прав («копирайтов») и прав «промышленной
собственности» (патентного права, права торговых марок и географических
наименований).
Важнейшее значение в мировом научно-техническом прогрессе и
связанном с ним развитии институтов правового регулирования
исключительных прав приобретает Китайская Народная Республика,
являющаяся одним из лидеров в сфере глобальной экономики, торговли,
научных и технологических инноваций, международном сотрудничестве.
Целостную картину масштабов и достижений в становлении
авторского права, управления копирайтами в КНР позволяют представить
себе ниже приводимые здесь цифры относительно количества работ,
регулируемых авторским правом [Copyrights]1.
Общее число зарегистрированных в КНР копирайтов в 2021 году
составило 6.264.378, прирост общего числа по сравнению с 2020 г. – 24,3%.
В их числе авторских произведений в 2021 г. зарегистрировано
3.983.943 новых работ, прирост по сравнению с предшествующим годом –
20,13%. Основные вкладчики, зарегистрированные в управлениях
копирайтов по всем регионам и находящиеся под управлением
Центрального правительства, продемонстрировали такие цифры роста –
Пекин (1.025.511 регистраций, 25,74% от общего по стране), провинция
Цзянсу (371.776 , т.е. 9,33%) , Шанхай (345.583, т.е. 8,67%), Шаньдун
(230.814, 5,79%), Гуйчжоу (200.929, 5,04%). В КНР отдельно учитываются
копирайты, зарегистрированные не под эгидой Центрального правительства,
4
а под системой Центра защиты копирайтов Китая (далее — ЦЗКК. Copyright
Protection Center of China/ CPCC) – их было зарегистрировано 527.432, что
составило 13.24%. Все вышеперечисленные региональные субъекты
суммарно дали 67,82% от общей суммы регистрации в стране в 2021 году.
Что касается показателей годового прироста в процентах за 2021 год по
отдельным регионам, то прирост регистраций в северо-восточном Китае –
79%, в западном Китае – 55%, центральный Китай – 31%, восточный Китай –
25%. По провинциям, в Гуандуне – 270.000 рег. (11,8% от общего числа).
Отдельные провинции и города центрального подчинения (по убыванию
численности) – Гуандун, Шанхай, Цзянсу, Пекин, Чжэцзян, Сычуань,
Шаньдун, Хубэй, Фуцзянь, Шаньси.
Если смотреть по категориям работ, то произведений искусств –
зарегистрировано 1.670.092 работ (41,92%). Фотоработы – 1.553.318 (38,99%).
Авторские текстовые произведения – 295.729 (7,42%). Фильмы и
телевизионные произведения – 244.538 (6.14%). Звукозаписи – 58.048
(1,46%). Музыкальные произведения – 50.851 (1,28%). Графические
произведения – 25.152 (0,63%). Видеозаписи – 21.558 (0,54%). И, суммарно,
модели, драматические произведения, народное искусство, архитектурные
работы – 64.657 (1,62%).
В КНР активно прогрессирует регистрация продуктов программного
обеспечения. По данным ЦЗКК, в 2021 г. по всей стране было
зарегистрировано 2.280.063 компьютерных программных разработок,
прирост за год 32,34%. В этом числе 1.44 млн. регистраций, или 63,1%
приходится на регион восточного Китая.
Индустрия копирайтов (в литературе и искусствах, прессе и
публикациях, радио, фильмы, телевидение, культура и развлечения,
искусства и ремесла, ОМП программы и информационные сети)
превратились в точку роста и новый движитель национальной экономики,
опору новой экономики.
5
Вклад индустрии копирайтов в национальную экономику, по данным
Национальной администрации копирайтов Китая (далее, — НАКК), с 2006 г.
по 2014 г. вырос с 1,35 трил. юаней до 4,63 трил , рост по 17% в год. Вклад
её в ВВП страны расширился с 6,39% до 7,28%.
Любопытно отметить, что копирайты используются и в качестве
залогов в деловых оборотах. Согласно данным ЦЗКК, в 2021 г. было
зарегистрировано по стране 372 залога авторскими правами в обеспечение
сумм на 4,330 млрд. юаней, 340 копирайтов программного обеспечения в
залог сумм на 4,099 млрд. юаней.
Развивается и международная торговля копирайтами.
Приведенные здесь достижения китайского народа, руководимого
Коммунистической партией Китая, имели свою долгую предысторию.
До начала курса «реформ и открытости» в КНР практически не
существовало института интеллектуальной собственности и системы его
защиты. Собственность, тем более интеллектуальная, в силу известных
исторических обстоятельств, считалась пережитком прошлого.
Руководство КНР до 1970-х годов крайне слабо представляло себе
проблемы защиты интеллектуальной собственности (далее, ─ ИС). Но
масштабные преобразования всех сторон жизни КНР, начатые по инициативе
Дэн Сяопина в 1978 г., потребовали новых подходов к проблемам
интеллектуальной собственности. Без решения проблем защиты прав
интеллектуальной собственности было бы невозможно ни наладить
международное экономическое и научно-техническое сотрудничество, ни
раскрепостить творческий потенциал китайского народа, ни привлечь
солидные инвестиции капиталов.
Поэтому уже в 70-х годах руководство КНР дальновидно начало
ознакомительные контакты и первые пробные шаги к модернизации Китая в
данной области.
Поскольку Китай, практически говоря, имел крайне бедный
собственный опыт в данной сфере, интеграция КНР в мировую систему
6
присвоения, эксплуатации, охраны исключительных прав протекала в
значительной степени в форме подключения к уже существующим
международным организациям и соглашениям. Особенно важную роль в
этом процессе имели отношения КНР с США, мировым лидером.
Первый официальный контакт руководства КНР со Всемирной
организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) состоялся в
1973 г., это был ознакомительный визит в штаб-квартиру организации
премьер-министра Чжоу Эньлая и директора по правовым вопросам
Китайского совета содействию международной торговли (CCPIT, China
Council for the Promotion of International Trade).
За ним последовали первые осторожные практические шаги. В 1974
году правительство КНР подписало с правительством Австралии путём
обмена нотами договорённость о регистрации торговых марок. А в 1979 году
было подписано соглашение о торговле между КНР и США − так наз.
«Соглашение 1979 г.», − согласно обязательствам, принятым по договору, в
КНР признаются и защищаются права интеллектуальной собственности. С
этого момента может отсчитываться история защиты прав ИС в КНР.
Подготовительный процесс увенчался вступлением КНР в 1980 году в
ВОИС, КНР стала 90-м членом этой организации. А в 1981 г. директор ВОИС
Арпад Богш посетил офис Китайского совета по содействию международной
торговле в Пекине, где вручил китайской стороне учебные материалы по
патентному праву.
С 1980 года КНР является членом ВОИС. И с этого момента
дальнейший процесс модернизации политики КНР в сфере охраны
авторского права отчетливо подразделяется на три этапа [Исследователь ]2.
В начальный период (1980 – 1991 гг.) Китай энергично предпринимает
шаги по формированию целостной системы защиты прав ИС, закладывая
основы будущей всеобъемлющей системы. Формирование системы права
идёт одновременно как путём присоединения к действующим
7
международным соглашениям и организациям, так и путём разработки и
принятия своего национального законодательства.
Начав со вступления в ВОИС в 1980 г., затем, 14 мая 1984 г. КНР
присоединилась к Парижской конвенции о защите промышленной
собственности (Paris Convention for the Protection of Industrial Property.
Полноправное членство – с 19 марта 1985 г.). Китай принял Парижскую
конвенцию в редакции 1883 года.
В июне 1989 г. Китай присоединился к Мадридскому соглашении о
международной регистрации торговых марок (Madrid Agreement for the
International Registration of Trademarks), разработанному ещё в 1891 году.
Также, в 1989 г. был принят Протокол к Мадридскому соглашению
(вступивший в силу с 1996 г.).
В 1989 году Китай подписал Конвенцию об охране интеллектуальной
собственности интегральных схем, принятую государствами-членами ВОИС.
Параллельно велась и разработка собственного национального
законодательства.
В 1986 г. принимается для регулирования гражданско-правовой сферы
закон общего характера «Общие положения гражданского права» (General
Principles of Civil Law 民法通则). Раздел V , глава 3 «Интеллектуальная
собственность» содержит четыре статьи (94-97), закладывающие базовые
принципы авторского права в КНР [Общие]3.
Чуть ранее, в марте 1984 года ВСНП КНР был принят первый в
истории Китая Закон о патентах (The Patent Law of the PRC 中华人民共和国
专利法) , открыв тем самым новую страницу в деле защиты прав
«промышленной собственности». К нему были добавлены Положения о
применении Патентного закона (Implementing Regulations of the Patent Law of
the PRC), разъясняющие практические вопросы применения.
Разворачивалась и организационная строительная работа. С 1980 г.
вопросами защиты прав ИС ведала Канцелярия патентов КНР. В 1985 г. на
её основе было учреждено Патентное бюро КНР (State Intellectual Property
8
Office – SIPO). Бюро несло ответственность за работу с патентами и общую
координацию работы в сфере ИС, отношений с иностранными лицами.
Второй период в формировании системы управления и защиты ИС в
КНР простирается на период 1991-2001 гг. Это было время, когда КНР
сделала новые шаги в развитии и упрочении социалистической рыночной
экономики. Эти меры требовали и прогресса в сфере прав ИС. Продолжалась
адаптация КНР к международной правовой системе охраны ИС,
разрабатывалось национальное законодательство. Особенностью периода
явилось то, что временами возникали и обострялись проблемы в сфере
международных связей по поводу защиты прав ИС, главным образом в сфере
китайско-американских отношений.
Реагируя на требования США, в 1990 г. в КНР оперативно принимается
и вводится в действие Закон об авторских правах/ о копирайтах (Copyright
Law of the PRC 中华人民共和国著作权法), а также, Регламент реализации
авторского права (Implementing Rules for the Copyright Law of the PRC 著作权
法实施条例). Регламент реализации был принят в 1991 г. (позднее был
ревизован в 2002). Как правило, в КНР срок действия авторского права − 50
лет после смерти автора. Но на произведения кинематографа и
фотоискусства, а также, интеллектуальную собственность компаний и
организаций − срок 50 лет после первой публикации.
В 1992 г. КНР присоединяется к Бернской конвенции о защите
литературных и художественных произведений (Berne Convention for the
Protection of Literary and Artistic Works).
В 1992 г. для реализации Бернской конвенции и Международной
конвенции о копирайтах (Universal copyright convention), двухсторонних
соглашений КНР с иностранными государствами, Госсовет (правительство)
КНР принял Положения о применении Международных договоров о
копирайтах (The Regulations on Implementation of International Copyright
Treaties. 1992) − данные договоры и регулирующие положения призваны
обеспечить правовую защиту иностранным правообладателям в КНР.
9
Бернская конвенция не требует регистрации авторского копирайта на
территории КНР, но регистрация права в стране (она стоила около 300 юаней)
позволяет избежать в дальнейшем правовых споров.
К Бернской конвенции примыкают два важных документа для защиты
авторских прав разработчиков на компьютерное программное обеспечение.
Ранее права разработчиков компьютерного софта не охранялись законом. В
мае 1991 г. Госсовет принял Правила защиты компьютерного программного
обеспечения (The Computer Software Protection Rules) и Меры для
регистрации копирайтов компьютерного программного обеспечения (The
Measures for Computer Software Copyright Registration). Эти документы
обеспечили правовую защиту соответствующих копирайтов, их регистрацию,
проверку, утверждение.
Бернская конвенция и данные два документа обеспечивают защиту
программного обеспечения в КНР.
В 1993 г. КНР присоединилась к Договору ВОИС по охране смежных
копирайтов ─ исполнительских произведений и фонограмм.
Включение КНР в международную систему охраны прав ИС протекало
не в безмятежной академической обстановке, но в атмосфере серьёзных
международных коллизий, которые часто и выступали стимулом для
модернизации права КНР. Подобные конфликтные вопросы отражались
прежде всего в сфере китайско-американских отношений.
По требованию американского бизнеса ещё в 1989 г. администрация
США зачислила Китай в «список приоритетного наблюдения» за
соблюдением прав ИС. КНР учитывала подобную критику и реагировала.
Примеры тому ─ в 1990 г. в КНР был принят вышеупомянутый Закон о
копирайтах и правила его применения. Отдельно в 1991 г. были приняты
вышеупомянутые «Регламент» и «Меры» для защиты собственности на
программное обеспечение. А в 1992 г., когда отношения предельно
накалились, и две страны стояли на пороге введения санкций и начала
10
торговой войны, стороны всё-таки уладили конфликт, подписав
«Меморандум о взаимопонимании» (MoU), или «Меморандум- 1992».
Но конфликтные проблемы не были исчерпаны. В 1994 г. власти США
вновь включили КНР в список так наз. «Приоритетных иностранных
государств» и тут же инициировали 301 расследование против Китая. В
1995 г. они пришли к выводу, что промышленность США только на краже
копирайтов потеряла 850 млн. долларов. С целью урегулирования
конфликта в 1995 г. было подписано «Соглашение 1995 г.».
В этот период КНР пополняет своё национальное законодательство
важными правовыми актами, играющими роль в охране авторских прав,
обеспечивающих реализацию прав ИС и направленных против нечестной
конкуренции.
В 1993 г. принят «Закон против нечестной конкуренции в КНР» (The
Law Against Unfair Competition of the PRC), Закон поставил под запрет
подделку зарегистрированных торговых марок, нарушение коммерческих
секретов, незаконное использование известных наименований товаров и
имён людей, и прочие обманные мошеннические действия.
В 1994 г. одобрен и введен Закон о рекламе (The Advertising Law of the
PRC) , воспрещающий нечестную, вводящую в заблуждение рекламу в сфере
обращения патентов и рекламе в целом.
1995 г. приняты Положения о таможенной защите прав
интеллектуальной собственности (The Regulations on Customs Protection of
Intellectual Property Rights).
Данные законы касались не только прав «промышленной
собственности», но и в той или иной степени авторских прав.
В период после 1996 г. Китай активно занимается практическими
мероприятиями по реализации задачи защиты прав ИС, создаёт и укрепляет
администрацию, отлаживает инструменты судебной защиты авторских прав.
11
Третий период в модернизации прав ИС в Китае начинается в 2001 г. ,
когда Китай в результате 15-летнего переговорного процесса вступает в
ВТО.
В 2001 г. Китай подписал важнейший документ − Соглашение о
защите интеллектуальной собственности в связи с торговлей (TRIPS). Это
международное соглашение, управляемое ВТО, оно устанавливает
минимальные стандарты для регулирования разных форм ИС.
В мае 2014 года был опубликован разработанный по заданию 18-го
съезда КПК План содействия реализации стратегии национальной
интеллектуальной собственности (The Promotion plan for the Implementation
of the National Intellectual Property Strategy).
Китайские власти, соответственно международным соглашениям КНР,
осуществляют защиту и авторских прав иностранцев, основываясь на
предоставлении им национального статуса и статуса наибольшего
благоприятствования.
КНР сотрудничает в охране ИС и с международным сообществом ─
Организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,
также, с ЕС, США, Россией, Францией.
В июле 2014 года Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри
посетил Пекин, и в знак признания достижений КНР и во имя
совершенствования механизмов сотрудничества открыл Пекинский офис
ВОИС, один из четырёх в мире.
Таким образом, Китайская Народная Республика за рассмотренный
исторический период прошла длительный и успешный путь формирования
институтов интеллектуальной собственности, авторского права.
Каково же современное состояние организации, документации,
практической работы в данной области?
В целом, политикой в сфере регистрации и защиты копирайтов
руководит Госсовет КНР (Правительство). Его политика в настоящем
определяется такими важнейшими программного характера документами.
12
В 2008 г., июнь Госсовет представил документ «Обзор стратегии
национальной интеллектуальной собственности». В мае 2014 года был
опубликован выше упомянутый разработанный по заданию 18-го съезда
КПК План содействия реализации стратегии национальной
интеллектуальной собственности (The Promotion plan for the Implementation
of the National Intellectual Property Strategy). В декабре 2015 г. Госсовет
выпустил «Некоторые мнения об ускорении строительства страны с мощной
интеллектуальной собственностью в новых условиях». В них определена
стратегия развития и поддержки системы авторского права.
Для реализации политики государства в стране создана разветвленная
административная организация, которая постоянно обновляется и
совершенствуется. Все её органы учреждены и функционируют под эгидой
Госсовета и именуются «Управления/Администрации, находящиеся в
непосредственном подчинении Государственного Совета».
Правами интеллектуальной собственности ранее занималось
Государственное управление по делам интеллектуальной собственности
(State Intellectual Property Office, SIPO). В тот период в целом работа с
интеллектуальной собственностью («промышленной») отличалась сильной
децентрализацией. Организации в этой сфере были крайне многочисленны.
Патентами ведало Государственное управление по делам интеллектуальной
собственности (SIPO), торговыми марками занималось Государственное
управление промышленности и торговли (State Administration for Industry and
Commerce). «Географическими наименованиями» (как разновидностью
торговых наименований) ведало Общее управление надзора за качеством,
инспекцией и карантином (General Administration of Quality Supervision,
Inspecion and Quarantine of PRC , AQSIQ).
3-го сентября 2018 г. было объявлено о его реорганизации ─
Государственное управление по делам интеллектуальной собственности
(SIPO) превратилось в «Управление национальной интеллектуальной
собственности Китая (УНИСК, China National Intellectual Property
13
Administration, CNIPA)». Теперь работа по управлению интеллектуальной
(«промышленной») собственностью оказалась сосредоточенной в едином
центре. Здесь производится регистрация всех её видов – патентов, торговых
марок, географических наименований продукции, отсюда руководят защитой
прав и формированием системы охраны прав промышленной
интеллектуальной собственности. Данное Управление руководит и разными
видами использования прав интеллектуальной собственности (сделками с
правами, передачей прав, выдачей принудительных лицензий, и проч.).
В отличие от прав интеллектуальной промышленной собственности,
управление копирайтами, или авторскими правами, осуществляет другой
орган власти. Органом государственного руководства всеми делами,
вопросами, связанными с авторским правом в КНР, ведает так наз.
Национальная администрация копирайтов Китая (НАКК, National Copyright
Administration of China, 国家版权局, NCAC, www.ncac.gov.cn).
Данный административный орган начал формироваться в 1985 году.
Он также прошел извилистый путь формирования.
В январе 1987 года Госсовет учредил Главное государственное
управление по делам печати, издательств ( State Administration for Press and
Publication / Press and Publication Administration). Его возглавлял Директор. А
25 июля 1987 г. Госсовет переучредил этот орган одновременно и как
Национальную администрацию копирайтов Китая, руководитель её
именовался Комиссаром. Таким образом, один орган управления получил два
наименования, и его руководитель также получил два титула – Директор и/
или Комиссар.
В 2001 году данный орган был повышен в ранге до Министерства, но
его титул сохранен в нынешнем виде – Главное государственное
управление по делам печати, издательств (General Administration for Press and
Publication – National Copyright Administration of China).
В 2013 году Главное государственное управление по делам печати,
издательств было слито с Государственным управлением радиовещания,
14
кинематографии и телевидения и переименовано в Государственное
управление по делам печати, издательств, радиовещания, кинематографии и
телевидения ( State Administration for Press, Publication, Radio, Film and
Television/ SAPPRFT). При этом Национальная администрация копирайтов
Китая (National Copyright Administration of China, NCAC) остается одним
органом с ним. Таким образом, орган имеет два названия. Непосредственно
проблематикой копирайтов управляет НАКК.
Для претворения в жизнь политического курса Коммунистической
партии и государства в области авторского права в КНР создана развитая
правовая система.
Нормативная система авторского права в стране в целом состоит из
законов, административных указов, регламентов административных властей,
нормативных документов и местных правил, а также, из юридических
толкований, международных соглашений, и т.д. Система создана и
адаптирована к конкретным условиям Китая.
Понятие авторского права в законодательстве КНР появилось в
«Общих положениях гражданского права» от 1986 г., где в главе 3 статье 94
записано: «Авторское (издательское) право, которым обладают граждане и
юридические лица, согласно закону включает право на имя, на выпуск
произведения в свет, на получение вознаграждения и другие права»
[Общие]4.
А первый специальный закон «Об авторском праве» появляется в КНР
позже − он принят в сентябре 1990 г., введен в действие с 1 го июня 1991
года. В мае 1992 г. принят дополняющий закон «Регламент реализации
авторского права»[Чжуцзуо] 5 , опубликованный Госсоветом КНР, он
содержит 38 статей. В 2002 г. был приняты обновленный «Регламент»,
действующий и ныне, он содержит также 38 статей. В 1994 году в КНР было
опубликовано «Постановление о наказаниях за посягательство на авторское
право».
15
Закон «Об авторском праве» претерпевал изменения. 27-го октября
2001 г. Постоянный комитет ВСНП КНР принял новую редакцию закона.
Подробный анализ Закона той редакции был осуществлён в нашей
литературе д.ю.н. Е.Г.Пащенко [Пащенко Е.Г.]6.
Закон увеличился в объёме, вместо 56 прежних статей теперь он
содержал 60 статей. Из них пересмотру подверглось 42 статьи. В целом,
Закон был направлен на большую детализацию правовых норм и тем самым
большее приближение к практическим потребностям развивающейся
экономики Китая.
Согласно данной редакции Закона, в КНР регулированию подлежат
авторские и так наз. «смежные» права («связанные»), охране подлежат
произведения письменные и устные, произведения музыкальные,
театральные, эстрадные, хореографические, художественные, произведения
в сфере фотоискусства, кинематографии, телевидения, видеозаписей,
чертежи строительных проектов и объяснения к ним, географические карты
и схемы. Кроме того, в сферу защиты авторского права включается
программное обеспечение для компьютеров, этот аспект регулируется
обнародованными ещё в 1991 г. Положениями о защите программного
обеспечения компьютеров.
Ещё одна редакция Закона об авторском праве состоялась 26 февраля
2010 г.
Наконец, последняя, третья редакция Закона Постоянным комитетом
ВСНП состоялась 11-го ноября 2020 года, она вступила в силу с 1-го июня
2021 года.
В настоящий момент авторское право КНР опирается на три основных
закона. Это закон «Авторское право» [Чжуцзуо] 7 , ревизованный 23-й
сессией Постоянного комитета ВСНП от 11 ноября 2020 года. Закон
содержит 6 глав, 67 статей. Также, «Регламент реализации авторского
права» [Чжуцзуо ]8, опубликованный Госсоветом КНР ещё 8-го августа 2002
г., он содержит 38 статей. И «Комментарии некоторых правовых проблем в
16
гражданско-правовых спорах при рассмотрении авторского
права»[Гуанъюй]9, принятые Верховным народным судом 12 октября 2002 г.
Дополнительно, следует заодно принимать во внимание и «Регламент
менеджмента коллективных копирайтов» [ Copyrights ]10 от 2005 г., он имеет
немалое практическое значение.
В совокупности данные нормативные акты определяют объекты и
субъекты авторского права, его содержание, сроки охраны авторских прав, а
также, смежные права и требования по их охране.
В нормативной базе регулирования копирайтов необходимо учитывать
и шесть наиболее важных административных указов, принятых Госсоветом.
Правила применения международных договоров об авторском праве
(Provisions on the Implementation of International Copyright Treaties );
Правила/ Регламент относительно защиты компьютерного
программного обеспечения (Regulations Concerning The Protection of
Computer Software );
Правила/Регламент применения закона об авторском праве КНР
(Implementing Regulations of Copyright Law of The PRC );
Правила/ Регламент относительно коллективного управления
авторскими правами (Regulations Concerning the Collective Management for
Copyright);
Правила/ Регламент относительно защиты прав передачи
информационных сетей и временные меры об оплате вознаграждения за
записи продуктов радио и ТВ-станций (Regulations Concerning the Protection
of Information Network Transmission Right and Interim Measures Concerning the
Payment of Remuneration for Recording Products of Radio Stations and TV
Stations).
Китай также активно присоединялся к международным соглашениям и
исполняет международные обязательства в данной сфере. После 1992 г.
Китай присоединился к ряду важных документов:
17
Международная Конвенция о копирайтах (Universal copyright
Convention);
Бернская конвенция о защите литературных и художественных работ
(Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works);
Конвенция о защите производителей фонограмм против
несанкционированного дублирования фонограмм (Convention for the
Protection of Phonograms against Unauthorised Duplication of their Phonograms);
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (TRIPS) (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual
Property Rights (TRIPS);
Договор о копирайтах Всемирной Организации Интеллектуальной
собственности (The WIPO Copyright Treaty (WCT);
Договор ВОИС о представлениях и фонограммах (The WIPO
Performances and Phonograms Treaty (WPPT).
Китай ратифицировал Пекинский договор об аудиовизуальных
представлениях (Beijing Treaty on Audiovisual Performances)
Китай стал подписантом Марракешского договора о содействии
доступу к опубликованным работам для лиц слепых, слабовидящих, или
иначе обделенных печатью, в Марокко (Marrakesh Treaty to facilitate Access to
Published Works for Persons Who Are Blind, Visually Impaired, or Otherwise
Print Disabled in Marocco).
Таким образом, китайская система авторского права интегрирована с
международным правом.
Власти Китая, опираясь на разветвленную организацию и богатый
правовой инструментарий, ведут большую практическую созидательную и
организационную работу по внедрению в жизнь и развитию авторской
интеллектуальной собственности в стране, её упрочению.
Деятельность государства, связанная с копирайтами, пронизывает все
основные сферы, а именно, – это властное/государственное обслуживание
18
копирайтов, общественное обслуживание копирайтов, рыночное
обслуживание их.
В КНР широко используется программный софт с защищенным правом
собственности. С 2001 года Генеральный офис Госсовета использует софт с
защищенными авторскими правами, и его использование постоянно
расширяется от центра к местным властям и предприятиям.
С февраля 2007 года с одобрения Госсовета НАКК совместно с
Министерством промышленности и информационных технологий,
Министерством торговли и другими семью органами административной
власти учредили «Систему межминистерской объединенной конференции
для содействия использованию легального программного обеспечения в
предприятиях». Позже к ним присоединилось ещё до 15 административных
органов.
Данная политика стимулировала в стране стандартизацию программ,
унификацию рынка софта, и дала толчок разработке своего софта: разработка
своего софта поднялась в стоимостном выражении с 59,3 млрд. юаней в 2000
г. до 4,3 триллиона юаней в 2015 году.
Индустрия копирайтов, их использования демонстрировала активное
развитие. Индустрия копирайтов (в произведениях литературы и искусства,
прессе и публикациях, радио, фильмах, на телевидении, культуре и
развлечениях, искусствах и ремеслах, программировании и информационных
сетях) превратилась в точку роста и новый движитель национальной
экономики, стала опорой новой экономики.
Вклад индустрии копирайтов в национальную экономику, по данным
НАКК, с 2006 г. по 2014 г. вырос с 1,35 трил. юаней до 4,63 трил. , рост
составлял в среднем по 17% в год. Её вклад в ВВП страны вырос с 6,39%
до 7,28%.
Правительство постоянно уделяет внимание распространению знаний в
сфере авторского права – образованию и тренингам. Ежегодно в стране
проводятся ряд тренингов в данной сфере.
19
Развивался и международный обмен, торговля копирайтами. Как выше
говорилось, в 1980 г. Китай присоединился к ВОИС. В 2014 г. Офис ВОИС
был открыт в Пекине. В декабре 2015 г. НАКК и ВОИС подписали
Меморандум взаимопонимания о дальнейшем усилении двухстороннего
сотрудничества между ВОИС и НАКК.
Важным аспектом развития авторской интеллектуальной
собственности в стране является защита авторского исключительного права
на произведения.
Главной формой защиты авторских прав является юрисдикционная –
обращение в суд. При этом допускается ходатайство о мерах по обеспечению
авторских прав до возбуждения иска. Споры могут быть урегулированы и в
арбитражном (третейском) суде при наличии письменного соглашения
сторон.
В КНР предусмотрены и возможности защиты прав ИС посредством
гражданско-правовых тяжб. Обычно предметом рассмотрения становятся
такие нарушения, как продажа, предложение на продажу, использование,
производство, экспорт контрафактных товаров. Однако гражданско-правовые
тяжбы, возбуждаемые по заявлению истца, пока не являются эффективным
инструментом борьбы с нарушением прав ИС. Истец должен сам
подтверждать свои иски, при этом улики истца должен заверить публичный
нотариус. Обычно рассмотрение дела от подачи жалобы до приговора в
среднем занимает шесть месяцев.
Для разбирательства дел о нарушениях прав ИС на уровне некоторых
городов и провинций созданы специальные суды по проблемам ИС. На
уровне Высшего Народного суда (Higher People`s Court) в городах Пекин,
Шанхай, Гуандун, Фуцзянь, Хайнань. Суды по правам ИС отделены от
экономических отделений. В Пекине, Шанхае, Тяньцзине также учреждены
суды по правам ИС внутри посреднических Народных судов (Intermediate).
Ещё в 1992 г. было создано Отделение по правам ИС в Верховном народном
суде (Supreme) .
20
Также, закон устанавливает административную и уголовную
ответственность за нарушение авторских прав. Меры административной
ответственности заключаются в уплате штрафа, конфискации
противозаконных доходов, конфискации либо уничтожении контрафактных
экземпляров; с учетом отягчающих обстоятельств допускается конфискация
используемых основных материалов, оборудования. Примечательно, что по
смыслу Закона эти меры могут применяться «административным органом,
занимающимся вопросами авторского права» без санкции суда.
Административные органы призваны выявлять и документировать
факты нарушения авторских прав, изготовления и продажи пиратских копий,
контрафактной продукции. Они должны распространять правовую
грамотность среди населения в вопросах соблюдения прав ИС. Серьёзные и
систематические нарушения прав ИС (рецидивы, умышленная
контрафакция) должны передаваться ими на рассмотрение суда.
В их обязанности входит: совершать рейды и облавы против офисов
подозреваемых, захватывать и уничтожать контрафактные товары; налагать
санкции, принуждающее нарушителей прекратить их противоправную
деятельность; налагать штрафы на нарушителей за нарушение копирайтов и
подделку патентных сертификатов.
Китай с 2004 года осуществляет целостную системную реформу
культурного рынка, в том числе авторского права. С 2005 года Национальная
администрация копирайтов Китая (NCAC) начала сотрудничать с
Министерством промышленности информационных технологий,
Министерством общественной безопасности, Офисом государственной
интернет информации, и другими административными органами в
проведении специальной кампании против нарушений и пиратства «Меч и
Сеть». В ноябре 2011 года Госсовет учредил «Офис ведущей группы против
нарушений интеллектуальной собственности, производства и продажи
контрафактной и поддельной продукции». В 2014 году Китай учредил
специальные суды по интеллектуальной собственности. С 2016 года
21
организаторы кампании рассматривают административные дела,
административные штрафы, направляют отдельные дела судебным властям,
закрывают веб-сайты по стране. Цель её – пресечение незаконного
распространения в сети литературы, новостей, фильмов и телепрограмм.
Что касается уголовной ответственности, то она подлежит установле-
нию в соответствии с Уголовным кодексом КНР. Кодекс (ст. 217) исходит из
того, что подобного рода ответственность (лишение свободы на срок до трех
лет, арест, крупный штраф) возникает при причинении автору
(правообладателю) крупного ущерба при копировании и распространении
разного рода произведений без разрешения правообладателя, незаконном
издании книжной продукции, изготовлении и сбыте произведений изящных
искусств с поддельной подписью и т. д.
Обычно есть три способа возбуждения уголовного дела по обвинению
в контрафакции. Во-первых, собственник прав ИС делает соответствующее
заявление в Бюро общественной безопасности (Public Security Bureau). Во-
вторых, орган административного управления, установив, что ущерб от
нарушения прав ИС достаточно значителен, передаёт дело в органы
управления уголовными делами. В-третьих, собственник торговой марки
может лично обратиться напрямую в суд и возбудить уголовное дело. Но
при этом он должен лично собрать необходимые доказательства (что
затруднительно, поскольку для сбора доказательств, как правило, требуются
властные полномочия).
Предполагается, что китайские власти будут постепенно снижать порог
нормы денежной суммы, от которой зависит отнесение дела к разряду
уголовных и возбуждение судебного процесса.
Одним из способов охраны ИС является и таможенная охрана.
Ещё в 1995 г. были приняты Положения о таможенной защите прав
интеллектуальной собственности (The Regulations on Customs Protection of
Intellectual Property Rights).
22
В соответствии с позднее принятыми правилами TRIPS, все
государства-члены соглашения должны обеспечить такой порядок, чтобы все
владельцы прав ИС при обоснованном подозрении о возможности импорта
контрафактной продукции могли подать в органы юстиции или
административным властям письменную просьбу о таможенном запрете
ввоза этих товаров и поступления их в оборот. Китайские таможенные власти
призывают и побуждают регистрировать торговые марки у них. Однако они
не делают этого в отношении патентов и копирайтов. Поэтому владельцы
патентов и копирайтов должны, чтобы пресечь нарушения, сами
предоставлять необходимую информацию таможенному персоналу с
точными деталями, вплоть до номера контейнера отгрузки. На практике
такая информация может быть получена только с помощью частных
детективов, что весьма усложняет таможенный контроль за ввозом
контрафактной продукции.
Немаловажным аспектом защиты интеллектуальной собственности
является и борьба со злоупотреблениями, направленными на ограничение
конкуренции в данной сфере.
Ещё в 1993 г. был принят «Закон против нечестной конкуренции в
КНР» (The Law Against Unfair Competition of the PRC), Закон поставил под
запрет подделку зарегистрированных торговых марок, нарушение
коммерческих секретов, незаконное использование известных наименований
товаров и имён людей, и прочие обманные мошеннические действия.
В 1994 г. одобрен и введен Закон о рекламе (The Advertising Law of the
PRC) , воспрещающий нечестную, вводящую в заблуждение рекламу в сфере
обращения патентов и рекламе в целом.
Соглашения TRIPS предусмотрели уже обязательство государств
осуществлять контроль и проводить друг с другом консультации по
проблемам действий, ограничивающих конкуренцию. КНР не стоит в
стороне от проблем решения этой важной задачи.
23
Очевидно, что в КНР создана масштабная организация всей работы по
защите прав интеллектуальной собственности, в частности, авторских и
смежных прав.
В деле обеспечения защиты прав ИС в стране наблюдаются трудности,
проблемы как субъективного, так и объективного порядка.
Система административных органов громоздка и не всегда эффективна:
вовлечено более десяти агентств, но координация между ними не достаточна,
поэтому не редки факты конкуренции, межведомственных конфликтов.
Деятельность нарушителей законодательства отличается тем, что они
рассредоточивают свои объекты по всей территории страны и мобильно
меняют дислокацию при необходимости, а административным органам такой
централизации, координации, мобильности не хватает.
Препятствием являются и трудности взаимодействия центра и регионов,
местничество. Центр вынужденно делегирует часть функций на места в
регионы. Но местные чиновники могут игнорировать политику центра,
злоупотреблять своими полномочиями.
Недостаточно независимости у судебной власти страны. Поскольку
законодательство не всегда ясно и однозначно, создаются предпосылки для
вмешательства чиновников в работу судов. Назначение и выдвижение судей
также зависит от местных властей. Местные власти управляют и
финансовыми аспектами деятельности судов. Неизбежно происходит
трансформация судов из независимой ветви власти в агентов администрации.
Среди судейского корпуса и работников судов наблюдается и даже
растёт коррупция. К примеру, в 2008 г. было выявлено 712 работников,
вовлечённых в коррупционные дела, а в 2012 г. – 1548 лиц.
Судьи и судебный персонал не всегда достаточно компетентны. В 2008
г. в КНР было 196 тысяч судей (это 56% всего судебного персонала). Но
среди них только 10 тысяч имело степень магистра или доктора. Качество
подготовки юристов в многочисленных учебных заведениях низкое. Связь
юридического образования с академической наукой слабая. В Китае бывает,
24
что на пост судьи назначают людей вообще без высшего юридического
образования (по протекции местных и партийных властей).
В Китае в настоящее время осуществляются реформы судебной власти.
Предполагается, что перечисленные проблемы будут решены. Но пока они
тормозят работу по обеспечению и защите прав интеллектуальной
собственности.
Перечисленные проблемы − несовершенство административного
аппарата и законодательства, местничество и коррупция, слабость и
зависимость судейского корпуса − могут характеризоваться как имеющие
субъективную природу, поскольку решение и преодоление этих проблем
находится в сфере возможностей руководства КНР. И, надо думать, со
временем власти КНР способны успешно решить эти проблемы.
Но есть и ряд проблем, имеющих объективную природу, возникающих
независимо от людской воли, имеющих всемирное распространение, и
решение их представляет собой крайне сложную задачу, если вообще такое
решение в реальном мире найти возможно.
Знание, результаты духовного творчества, информация разных видов
становятся всё более объёмной и растущей частью современной культуры,
богатства общества. Благодаря развитию информационных технологий
человечество получает всё более широкий и удобный доступ к этим
информационным благам, нематериальным ценностям. Книги, музыка,
фотоизображения и фильмы, компьютерные программы, новые образцы
продукции биотехнологий, растений, химии меняют жизнь людей. Но этот
прогресс, с одной стороны, формирует растущий спрос и предложение на
информационные богатства, а, с другой стороны, создаёт условия для их
незаконного получения, нарушения прав интеллектуальной собственности.
И в рамках традиционного права для защиты интеллектуальной
собственности существовали трудноразрешимые проблемы. Например,
авторское право защищает лишь конкретную форму произведения, но не
способно охранять общие идеи, изложенные в произведении. По сути, самая
25
весомая часть духовных открытий и свершений оставалась и остаётся вне
правовой защиты.
Современный стремительный прогресс копировальной и множительной
техники сделал любые произведения легкодоступными для всех, легко
копируемыми. Книги, фотоизображения, аудио и видеозаписи, программы
− всё легко копируется, сохраняется, мгновенно транспортируется на любые
расстояния. При этом, массово нарушаются авторские права. Сам научно-
технический прогресс одновременно и создаёт духовные ценности, и
подрывает институт интеллектуальной собственности.
Институт интеллектуальной собственности разрушается и
функционированием его в рамках рыночной экономики. Защита авторского
права, с одной стороны, стимулирует авторов, исследователей,
исследователей, конструкторов, изобретателей, всех первооткрывателей к
духовному творчеству, но с другой стороны, оплата их труда неизбежно
приводит к удорожанию товаров, при этом в то же время современные
технологии облегчают подделку товаров. В итоге, законно произведенный
товар проигрывает на рынке в ценовой конкуренции контрафактному товару.
Поскольку контрафактный товар не включает в себя стоимость разработки
товара, он оказывается более дешёвым, и потому побеждает на свободном
рынке законопослушного производителя и его товар. Возникает конфликт
интересов творцов и общества.
Да и государственная власть часто встаёт на сторону публичного
интереса: государство ограничивает сферу защиты авторских прав, оно
ограничивает перечень защищаемых интеллектуальных объектов, сроки
защиты, может создавать различные исключения и изъятия в защите
авторских прав, прав интеллектуальной собственности в целом.
Масштаб и сложность объективных трудностей в деле защиты прав
интеллектуальной собственности таковы, что проблема перерастает рамки
узкой экономической или гражданско-правовой сферы и становится
кардинальной проблемой для определения характера общественного строя в
26
целом. Уместно напомнить в этой связи, что ещё в средние века знание
считалось «божественным даром» и потому распространяться должно было
бесплатно, многие университеты поэтому не брали со студентов плату за
обучение [Книга]11. И в современном атеистическом мире очевидно, что
именно в сфере исключительных прав на интеллектуальные ценности
сбывается марксистский прогноз об отмирании частной собственности.
Поэтому реальное положение с защитой прав интеллектуальной
собственности весьма сложно и противоречиво, проблема более глубока и
сложна, нежели примитивно понимаемые правоохранительные и
полицейские задачи. Всякий прогресс идёт параллельно и с нарастанием
трудностей.
И китайскому руководству неизбежно придётся решать весьма
многообразные, сложные и новаторские проблемы в деле обеспечения и
защиты исключительных прав интеллектуальной собственности.
Резюмируя в целом. Таким образом, КНР за несколько десятилетий
курса «реформ и открытости» смогла осуществить масштабную
модернизацию страны в сфере формирования и охраны авторского права как
части прав интеллектуальной собственности. Тем самым создана основа для
раскрепощения творческого потенциала китайского народа, налаживания
широкого международного сотрудничества, привлечения инвестиций в
экономику Китая.
Библиографический список
Книга как подарок в XVI веке и традиция нанесения экслибриса. Kniga kak podarok v XVI veke I
tradiciya naneseniya exlibrisa [A book as a present during XVI th century and Tradition of application of
exlibris] // Http://blog.tvoyapechat.ru/tag/ekslibrisy/page/4 (In Russian)
Общие положения гражданского права КНР (Приняты в 1986 г.). Obschie polozheniya
grazhdanskogo prava KNR (prinyati v 1986 g). [General Provisions of Civil law of the People’s Republic
of China (Adopted in 1986)] //Гражданское законодательство КНР: Пер. с кит. − М.: 1997. – сс. 19-
44. (In Russian)
Пащенко Е.Г. Гражданское право. // Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978-
2005 гг. Paschenko E.G. Grazhdanskoe pravo //Politicheskaya sistema I pravo KNR v processe reform
1978 – 2005 gg. [Paschenko E.G. Civil law // The Political system and Law of the People’s Republic of
China in the process of reforms 1978-2005.] – М.: 2007. сс.325-366. (In Russian)
Chen Lu. The Evolution of Intellectual Property Protection in China. 2015, 7. www.scirp.org/journal/ib
27
Copyrights Registrations of China: Facts and Figures 2021. en.ncac.gov.cn/copyrights/ contents/
10361/443897.shtml
Гуанъюй шенли чжуцзуо цюань минши цзюфен анцзиан шиюн фалюй жуоган венти дэ цзиеши
(Комментарии некоторых правовых проблем в гражданско-правовых спорах при рассмотрении
авторского права)
Guanyu shenli zhuzuo quan minshi jiufen anjian shiyong falȕ ruogan wenti de jieshi (Interpretation of
several issues on the Applicable law in the Trial of Copyright civil disputes). (In Chinese)
Чжуцзуо цюаньфа. (Авторское право) Zhuzuo quanfa (Copyright Law). (In Chinese)
Чжуцзуо цюаньфа шиши тиаоли (Регламент реализации авторского права)
Zhuzuo quanfa shishi tiaoli (Regulations for the implementation of copyrights) (In Chinese)
References
Kniga kak podarok v XVI veke I tradiciya naneseniya exlibrisa [A book as a present during XVI th
century and Tradition of application of exlibris] // Http://blog.tvoyapechat.ru/tag/ekslibrisy/page/4 (In
Russian)
Obschie polozheniya grazhdanskogo prava KNR (prinyati v 1986 g). [General Provisions of Civil law of
the People’s Republic of China (Adopted in 1986)] //Гражданское законодательство КНР: Пер. с кит.
− М.: 1997. – сс. 19-44. (In Russian)
Paschenko E.G. Grazhdanskoe pravo //Politicheskaya sistema I pravo KNR v processe reform 1978 –
2005 gg. [Paschenko E.G. Civil law // The Political system and Law of the People’s Republic of China in
the process of reforms 1978-2005.] – М.: 2007. сс.325-366. (In Russian)
Chen Lu. The Evolution of Intellectual Property Protection in China. 2015, 7. www.scirp.org/journal/ib
Copyrights Registrations of China: Facts and Figures 2021. en.ncac.gov.cn/copyrights/ contents/
10361/443897.shtml
Guanyu shenli zhuzuo quan minshi jiufen anjian shiyong falȕ ruogan wenti de jieshi (Interpretation of
several issues on the Applicable law in the Trial of Copyright civil disputes). (In Chinese)
Zhuzuo quanfa (Copyright Law). (In Chinese)
Zhuzuo quanfa shishi tiaoli (Regulations for the implementation of copyrights) (In Chinese)
1 Copyrights Registrations of China: Facts and Figures 2021.
en.ncac.gov.cn/copyrights/contents/10361/443897.shtml
2 Исследователь Чень Лу выделяет четыре этапа, его периодизация отличается значительной
детальностью. Chen Lu. The Evolution of Intellectual Property Protection in China. 2015, 7.
www.scirp.org/journal/ib
3 Общие положения гражданского права КНР (Приняты в 1986 г.) //Гражданское законодательство
КНР: Пер. с кит. − М.: 1997. – сс. 19-44.
4 Общие положения гражданского права КНР (Приняты в 1986 г.) //Гражданское законодательство
КНР: Пер. с кит. − М.: 1997. – сс. 19-44.
5 Чжуцзуо цюаньфа шиши тиаоли (Регламент реализации авторского права)
6 Пащенко Е.Г. Гражданское право. // Политическая система и право КНР в процессе реформ 1978-
2005 гг. Под рук. Л.М.Гудошникова. – М.: 2007. сс.325-366.
7 Чжуцзуо цюаньфа. (Авторское право)
8 Чжуцзуо цюаньфа шиши тиаоли (Регламент реализации авторского права) Zhuzuo quanfa shishi
tiaoli (Regulations for the implementation of copyrights) (In Chinese)
9 Гуанъюй шенли чжуцзуо цюаньфа минши цзюфен анцзиан шиюн фалюй жуоган венти дэ цзиеши
(Комментарии некоторых правовых проблем в гражданско-правовых спорах при рассмотрении
авторского права) Guanyu shenli zhuzuo quan minshi jiufen anjian shiyong falȕ ruogan wenti de jieshi
(Interpretation of several issues on the Applicable law in the Trial of Copyright civil disputes). (In
Chinese)
10 Copyright collective management Regulations. Decree of the State Council of PRC. №429 –
asianlii.org/cn/legis/cen/laws/ccmr421/
11 Книга как подарок в XVI веке и традиция нанесения экслибриса //
Http://blog.tvoyapechat.ru/tag/ekslibrisy/page/4
28